Why our company?
Profitable prices!
favorable prices
all services online (sale, schedule and ticket availability)
guaranteed places
flexible group discount system
payment security

History of Valaam island

The war between Finland and USSR

In 1939 the war between Finland and USSR began. Monastery brothers lived on the Valaam island almost to the end of the war. But the oldest brothers were evacuated in January 1940.

The Brothers had to completely leave the Island in March 13. When Finland became independent after the Russian revolution some monks from monastery on Ladoga were in Saint-Petersburg and Moscow courtyards. Those monks who had Finnish passports were able to return to Finland, but many of those who had to stay were killed. Those monks became new martyrs of Valaam.

When brethren left the monastery they carried icons, liturgical vestments, the painting collection and the main library. This library numbered 20,000 books.

Everyone understood that the Winter war was only an overture to the coming battle.

Heinävesi Finland

The brothers liked small manor in a quiet place of Finland.

They saw three good signs. Firstly, the barn was with the same cows as on Valaam. Later they inspected all the estate and found the small icon of St. Sergiy and Herman of Valaam. When the brothers tried to leave this estate their car stopped for three times it was also a third sign. They understood that it was need to bought this estate.

The Valaam island was a monastic beacon for Saint-Petersburg before revolution. The memories of people who departed from Kalashnikovskaya embankment were memories about pilgrims. Some people said that a pilgrim is a person who survived death in his life. The Ladoga lake is dangerous and huge that is a reason why it needs not only to swim. It is a path to the shrine and everyone needs to pass it and when Nikolskiy priory appeared unexpectedly away with its temple-beacon it would be a haven.

In ancient times The Valaam island was a place of pagan temples. The stones of the altars watered with the blood of human victims more than once and splashing blood into the eyes of pilgrims. Someone said that every stone had a tear of every prayer and every tree had the own prayer.

The Valaam became a missionary in the northern lands of old Russia this fact it was the fate of this Island. It was not only a political outpost, it was a spiritual outpost. The Greek monks founded this monastery some legends said. These monks influenced to Novgorod the Great and then there are church writing and church schools developed because of relations between Greeks and Russians.

Valaam island Russia

There are not reliable sources about the creation of monastery.

There are only church traditions. There is a fact that the relics of the monks Sergiy and Herman were brought from Novgorod while military activities were there in XII century.

The Confirmation that the monastery arose very early is not only a fact of transferring relics but the words about monastery are mentioned in different legends. There is mention of the fact that the Monk Avramiy from Rostov was baptized on Valaam before the official baptism of old Russia in the most early editions.

In the 15th century the monastery was called the great honest monastery. For centuries, Valaam Brotherhood did not expose the sword and did not spill the enemy’s blood.

1944 year

The Valaam island was bombed. There was a time when the island of Valaam was released and it did not belong to anyone. Igumen Khariton returned with some brothers to see the state of Valaam.

Preobrazhenskiy monastery

Transfiguration began for earth and stone. The land on Valaam was not fruitful. But it bore fruit. Igumen Damaskin corresponded with the director of the Botanical Garden. He personally planted favorite cedars. There was a garden on Valaam. The prototype of the Garden of Eden.

Not only the earth was transformed, but also the human soul. People came and saw that they can transform.

By the 17th century, Valaam was ruined very badly and for almost a century there was no monastic life here. And only during the time of Peter the Great, who issued a corresponding decree, the restoration of monastic life began again.

And only at the end of the XVIII century, Rev. Nazarii appeared on Valaam.

At the beginning of the XIX century, the Grand Duchy of Finland was part of Russia.

Wonderful Valaam became part of it. Imperial personages repeatedly visited the monastery.

But the real golden age came with Abbot of Damascus. In his time the main monasteries of Valaam were laid. And at the same time a lot of devotees were here.

An exemplary monastery economy, a fishing farm, and water supply system were created. There were 30 workshops, where objects and church utensils were created everyday. Watches and steam engines were created there.

At that time, famous artists and musicians came to Valaam. They left their work here at the museum. Tchaikovsky could to hear Valaam. He dedicated one of his symphonies to this monastery.

When Finland gained independence, most of the brothers took Finnish citizenship. But confusion soon began with the church calendar. The new calendar, approved by the Finnish Orthodox Church, divided the brothers. Those who did not accept such changes, was forced to leave the monastery. The usual ties collapsed. There is not enough food. There are famine and epidemic came to monastery. There is a fact that at this time Abbot Khariton was at the head of the monastery, the man was very wise and spiritual, the monastery resisted.

Disabled people removed from the city after the war. Removed to Valaam. Valaam Disability Home was intended for war veterans. But afterwards not only veterans, but also mentally ill people were brought there, quiet people and violent.

There was a grocery warehouse in the Lower Cathedral. There were 2 fridges in front of the altar on the both sides and frozen meat was stored there.

December 13, 1989

December 13, 1989 – The Day of Remembrance of St. Andrew. The first monks landed in the monastery bay. There is monastic life began on Valaam after the blessing of the Apostle Andrew,. Everything lived with waiting for Valaam returning.

There was seriously discussed in the Leningrad newspapers the question of building up Valaam and placing an elite recreation area. There should have been a cable car, hotels. And suddenly an incredible decision on the transfer of Valaam was confirm. It seemed impossible. It seemed like a miracle.

1992 year

Yeltsin came to Valaam in 1992. There was signed a presidential decree on the transfer of Valaam Russian Orthodox Church.

Now there are 2 Valaam. One - in Russia. One is in Finland.

How to get to Valaam?

You can see Valaam in one day. But we recommend not to rush, enjoy and hear the real Valaam on a tour of Valaam Rhapsody.

Почему мы?
Выгодные цены!
выгодные цены
всё онлайн (продажа, расписание и наличие билетов)
гарантированные места
гибкая система скидок на группы
безопасность платежей

История острова Валаам

Война Финляндии с СССР

В 1939 году началась война Финляндии с Советским Союзом. Братья монастыря жили на Валааме почти до конца этой первой войны. Но самых старых братьев эвакуировали в январе 1940 года. Полностью покинуть остров братья должны были 13 марта.

После русской революции, когда Финляндия получила независимость некоторые монахи монастыря на Ладоге, находились в Москве и Санкт-Петербурге на монастырском подворье.  Те, у кого были финские паспорта, смогли вернуться в Финляндию. А многие из тех, кто вынужден был остаться, были убиты. Они и стали новыми мучениками Валаама.

Покидая обитель, братия выносила с собой иконы, богослужебное облачение, коллекцию живописи и главную библиотеку, в которой насчитывалось около 20000 книг.

Все понимали, что зимняя война, лишь увертюра грядущей битве.

Хейнявеси Финляндия

В тихом местечке Хейнявеси, что в глубине Финляндии, братьям приглянулась небольшая усадьба.

Они видели три хороших знака. Во-первых, коровник был с такими же коровами, как и на Ладожском Валааме. Потом они осмотрели имение. Внутри братия нашла маленькую икону преподобных Сергия и Германа Валаамских.  Еще был и третий признак. Когда они пытались уехать из этого имения, машина останавливалась три раза. Братия поняла, что именно это имение надо купить. Это были хорошие знаки.

До революции Валаам для Петербурга был монашеским маяком. И воспоминания всех, кто отправлялся с Калашниковской набережной – это воспоминая о паломниках.  Говорили, что паломник – это человек, переживший смерть при жизни. Ладожское озеро настолько опасно и огромно, что его надо не только переплыть. Это путь к святыне. Его надо пройти. И когда появлялся в дали неожиданно Никольский скит, с его храмом-маяком, это было пристанище.

В старину остров Валаам был местом языческих капищ. И камни алтарей не раз орошались кровью человеческих жертв, брызгая ею в глаза богомольцев. Не случайно на Валааме говорили, что здесь на каждый камень слеза пролилась и под каждым деревом молитвы возносились.

Судьба Валаама начинается с того, что он становится миссионером на крайних северных землях Руси. Это не только политический форпост, это духовных форпост.  Его основали по приданию греческие монахи. И то, что они поддерживали отношения с Великим Новгородом, и именно под их влиянием в Великом Новгороде развивались и церковные школы, и церковная письменность.

Остров Валаам Россия

Достоверных источников о создании обители нет. Есть только предания церковные.

Но известно, что уже в XII веке были привезены на Валаам мощи преподобных Сергия и Германа из Новгорода, где они пребывали временно, пока здесь происходили военные действия.

Подтверждением того, что монастырь возник очень рано является не только факт переноса мощей. Но и то, что этот факт упоминается в разных житиях. В самых ранних изданиях есть упоминания о том, что преподобный Аврамий Ростовский принял крещение на Валааме до официального крещения Руси. 

В 15 веке монастырь именовали великой честной лаврой.

Испокон веков Валаамская братия меча не обнажала и крови вражеской не проливала.

1944 год

Валаам бомбили. Был момент, когда остров Валаам освободили и он не принадлежал никому. Игумен Харитон вернулся с некоторыми братьями посмотреть в каком состоянии Валаам.

Преображенский монастырь

Преображение начиналось с земли и камня. Земля на Валааме не плодоносная. Но она приносила плоды. Игумен Дамаскин состоял в переписке с директором Ботанического сада. Он лично сажал любимые кедры. На Валааме был сад. Прообраз Райского сада. 

Не только земля преображалась, но и душа человеческая. Люди приезжали и видели, что можно преобразиться.

К XVII веку Валаам был разорен очень сильно и почти столетие здесь не было монашеской жизни. И только лишь во время Петра I, который издал соответствующий указ, здесь началось снова восстановление монашеской жизни.

И только лишь в конце XVIII века на Валааме появился преподобный Назарий.

В начале XIX столетия в состав России входит Великое Княжество Финляндское. Дивный Валаам становится его частью. Императорские особы неоднократно посещают обитель.

Но настоящий золотой век наступает при игумене Дамаскине. В его время были заложены основные скиты Валаамские. И в это же время очень много подвижников было здесь.

Было создано образцово-монастырское хозяйство, рыболовное хозяйство, водопровод. Около 30 мастерских, где создавалось от обиходных предметов, заканчивая церковной утварью. Создавались часы и даже паровые машины.

В это время на Валаам приезжали и знаменитые художники, и музыканты. Они оставляли свои работы здесь в музее. Чайковскому удалось услышать Валаам. Он посвятил ему одну из своих симфоний.

Когда Финляндия получила независимость, большинство братьев взяли финское гражданство. Но вскоре началась неразбериха с церковным календарем. Новый календарь, утвержденный финской православной церковью, разделил братьев. Те, кто не принял таких изменений, вынужден был покинуть монастырь. Рушились привычные связи. Не хватало даже продуктов питания. В монастыре наступил голод и эпидемия.

И только лишь благодаря тому, что в это время во главе монастыре оказался игумен Харитон, человек очень мудрый и духовный, обитель удержалась.

Инвалидов после войны убрали из города. Убрали на Валаам. Валаамский дом инвалидов был предназначен для ветеранов войны.  Но после туда свозились не только ветераны, но и душевнобольные люди. И тихие, и буйные.

В Нижнем соборе был склад продуктовый. Перед алтарем стояли 2 холодильника с двух сторон и там хранилось мясо замороженное.

13 декабря 1989 года

13 декабря 1989 года – День памяти Андрея Первозванного. Первые монахи высадились в монастырской бухте. Таким образом вновь по благословению апостола Андрея на Валааме началась монашеская жизнь. Все жило в душе ожиданием, что Валаам должен вернуться.

В свое время в Ленинградских газетах на полном серьезе обсуждался вопрос о застройке Валаама и размещении там элитной зоны отдыха. Там должны была быть канатная дорога, отели. И вдруг невероятное решение о передачи Валаама. Это казалось невозможным. Это казалось чудом.

1992 год

В 1992 году приезжал Ельцин на Валаам. Там был подписан указа президента РФ о том, чтобы передать Валаам русской православной церкви.

Теперь есть 2 Валаама. Один – в России. Один – в Финляндии.

Как попасть на Валаам?

Осмотреть Валаам вы можете и за один день. Но мы рекомендуем не торопиться. А насладиться и услышать настоящий Валаам на экскурсии Валаамская рапсодия.